Наследие второй мировой войны в русском искусстве

Выставка заняла два больших зала на верхнем этаже лондонской галереи Saatchi, на ней представлено почти три десятка произведений — живопись и скульптура — советских художников из собрания фонда Art Russe и серия агитационных британских плакатов эпохи Второй мировой войны. Если не обращать внимание на латинские буквы, эти плакаты не отличить от советских того же периода. О картинах того не скажешь — английский куратор проекта Энгус Хелдейн согласен с тем, что стилистических параллелей в советской и британской послевоенной живописи не замечено. Зато эмоциональных — достаточно. Почувствовать и понять мироощущение прошедших войну художников считает главной целью выставки основатель фонда Андрей Филатов. Все представленные мастера пережили войну: одни — на фронте, другие — в концлагерях, третьи — в тылу под бомбежками, — и это повод перевести оценку картин из эстетической плоскости в этическую. Потому что стилевого единства на выставке нет вовсе (тут и типичнейший соцреализм Александра Лактионова 1951 года, и мистический «суровый стиль» Игоря Обросова 1989–1990 годов, и экспрессионизм белорусского художника Мая Данцига 1969 года). Качественного единства — тоже: «Письмо с фронта» Александра Лактионова и «Опять двойка» Федора Решетникова — это авторские довольно размашистые варианты знаменитых полотен, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. В отношении поздней живописи Гелия Коржева критерий технического качества отступает перед безумной тяжестью неизжитой вины, которой пропитаны работы: в 16 лет молодой художник рвался на фронт, его увезли в эвакуацию чуть ли не силой. Огромные полотна Мая Данцига просто пугают, в особенности «Партизанская баллада», где римская история о старце Кимоне, которого, спасая от голодной смерти, кормит грудью дочь, превращена в страшнейшее полотно с женщиной, кормящей грудью истощенного партизана, костлявые ступни которого занимают весь первый план картины, а задумчивая черная лошадь на втором плане напоминает, что от смерти не уйти.

Комментарии