Прекрасная Франция

Книга искусствоведа и писателя Станислава Савицкого «Прекрасная Франция» формально является путеводителем по стране, но это не так. На деле это путеводитель по душе Франции — по ее атмосфере, тайным уголкам, воспоминаниям на каком углу и в какой мансарде какой великий француз выпивал свой великий кальвадос. Савицкий предлагает прогулки по культурному слою Франции, по ее исторической памяти: каждая улица, каждый городок помнят шаги, любови и вдохновения художников, поэтов, философов — об этом и книга. Примерно половина книги посвящена Парижу, еще половина — другим регионам страны, от Эльзаса до Прованса. С любезного разрешения автора и издательства мы публикуем фрагмент «Прекрасной Франции».

Париж

Без Лувра сложно понять Францию в ее имперских амбициях. Лувр —гигантская колониальная коллекция, распадающаяся на сотни собраний. В нынешнем своем виде он создан при Наполеоне III, в период Второй империи. В таких музеях можно прожить всю жизнь и так и не узнать даже половины того, что хранится в запасниках. Лувр бесполезно смотреть от начала до конца. Каким бы тонким ценителем искусства вы не были, столько информации не уместится ни в одной голове. Разумнее всего приходить сюда по делу: посмотреть одну картину Делакруа, а потом — в кафе. Или коллекцию древнегреческих статуэток Карла Х — и в бар.

Когда я жил на Сент-Оноре, рядом с площадью Жанны Д’Арк, я взял себе за правило каждый день ходить в залы французского искусства. Я приходил утром, когда в музее еще никого нет, или в обед, когда большинство туристов спешат подкрепиться, или вечером по четвергам, когда музей открыт допоздна. День ото дня, начав со средневековых икон и портретов, я методично, зал за залом, рассматривал живопись, читал аннотации к вывешенным на экспозиции работам. Я вел себя, как идеальный посетитель музея, и этим не мог не навести на себя подозрение.