Ученик Леонардо

Музей АЗ представил творчество Анатолия Зверева, одного из самых «неконформистских» авангардистов

За последние полгода в Москве появится уже второй частный музей. Вслед за Музеем ар-деко в мае в столице откроется музей Анатолия Зверева, одной из самых загадочных и до конца не понятых фигур русского андеграунда второй половины XX века.

Анатолия Зверева часто причисляют к художникам так называемого второго русского авангарда 1950–1980‑х годов и делают это скорее для удобства, из желания как-то систематизировать эпоху, классифицировать ее действующих лиц. Но Зверев всегда стоял в стороне от всяких течений и групп: не то чтобы это была его принципиальная позиция, просто он так жил – одним днем, своим собственным миром, не особенно вникая в политические перипетии и нимало не заботясь о том, продаются его картины или нет.

Анатолий Зверев родился на Тамбовщине в простой крестьянской семье и не получил систематического образования. И вообще, как он пишет в своей автобиографии, художником стал «случайно», тут же добавляя: или «не случайно». Начиналось все с разрозненных рисунков в пионерском лагере, в детских городках парков «Сокольники» и «Измайлово», в московских домах пионеров. В Художественном училище памяти 1905 года он, по его словам, проучился два года и был отчислен за «внешний вид». Однако коллекционер Зверева Георгий Костаки в своих воспоминаниях пишет, что в училище тот продержался несколько месяцев и был исключен из-за конфликта с учителями и администрацией: с преподавателями он постоянно спорил, отказываясь исправлять композицию, цвета, линии рисунков. Очевидно, интуитивно чувствовал, что академическая муштра, бесконечные копирования, необходимость соответствовать не им придуманному «эталону» были в принципе чужды творчеству. Поэтому своим учителем он выбрал Леонардо да Винчи, «читая коего», по его словам, «нашел много себе близкого (если, конечно, верить напечатанному в переводах этого гения)».

Комментарии
Комментарии