Экономика нашего времени

Почти в каждой квартире есть дрель. Производство десяти таких инструментов негативно отражается и на экологии, и на нашем кошельке. А как часто мы пользуемся дрелью? Два или три раза в полгода, несколько дырок в стене. А почему бы нам не одолжить эту вещь у соседа по дому, заплатив гроши за одноразовое использование? Такие отношения называются экономикой совместного потребления. Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и на Украине, рассказал, почему предпринимателям стоит выйти на альтернативный рынок.

Совместное потребление (sharing economy) — это экономическая модель, в основе которой — коллективное использование товаров и услуг, бартер и аренда вместо владения. Неудивительно, что принципом такой экономики является фраза: «Не хочу владеть, хочу пользоваться».

По статистике, 80% вещей, которые лежат у нас дома, мы используем меньше раза в месяц. К тому же, у нас часто срабатывает рычажок скупости: «Выбрасывать жалко, вдруг пригодится». Когда мы нуждаемся в вещи, которой у нас нет, мы берем ее у друзей и знакомых, что естественно, поскольку мы доверяем этим людям, а они могут доверять нам. Но что если мы не найдем какую-то вещь у них дома или они уедут в отпуск на своей машине и не смогут подвезти нас в другой город? Выход есть: переступить через очерченный круг знакомств и воспользоваться вещью или услугой человека из соседнего дома или даже района. Примерно так размышлял Алексей Лазоренко, когда в 2014 году решил создать проект «Подорожники».

Союз болтливых компаний

Вместе с друзьями в феврале Алексей запустил сайт, на котором две категории людей — водители и пассажиры — заключали сделку: один везет, другие платят за бензин. Четкого бизнес-плана не было. Была только идея и желание развиваться на новом рынке, который в России оказался почти не тронутым.

Требовался стартовый капитал, чтобы можно было уйти с работы и вплотную заняться проектом. Тогда Алексей поехал на Startup Weekend, где заручился поддержкой бизнесмена Аркадия Морейниса, которому понравилась идея «Подорожников». Пришло время заявить о себе, и ребята стали сотрудничать с музыкальными фестивалями. Они помогали участникам кооперироваться и быстро добираться до места, а организаторы фестиваля в свою очередь пиарили проект.