Хроника одной травли

Хроника одной травли

В 1936 году состоялась знаменитая дискуссия в Союзе советских писателей, посвященная борьбе с формализмом в литературе. Главным мальчиком для битья на ней был назначен не очень заметный прозаик Леонид Добычин, как считают многие — чтобы оградить от нападок более значимых авторов: Алексея Толстого, Константина Федина и Михаила Зощенко.

**Конференция «О борьбе против формализма и натурализма»

25 марта 1936 года

Из вступительного слова Ефима Добина**

Когда речь идет о концентратах формалистических явлений в литературе, в качестве примера следует привести "Город Эн" Добычина. <...> "Город Эн" — любование прошлым, причем каким прошлым? Это — прошлое выходца из самых реакционных кругов русской буржуазии. <...> Любование прошлым и горечь от того, что оно потеряно,— квинтэссенция этого произведения, которое можно смело назвать произведением идейно глубоко враждебным нам.

Конечно, этот монстр — одиночное явление в нашем искусстве. Но беда в том, что родимые пятна формализма замечаются и в целом ряде других произведений.

**Из выступления Наума Берковского

5 марта 1934 года**

Добычин — это наш местный ленинградский грех <...>. Дурные качества Добычина начинаются прежде всего с его темы. <...> Добычин — это такой писатель, который либо прозевал все, что произошло за последние 19 лет в истории нашей страны, либо делает вид, что прозевал. Самый факт, который лежит в основании манеры Добычина, это гегемония всяческого имущества, имущественной дребедени, символа имущества.

Этот факт нисколько не беспокоит Добычина. Он даже не очень хорошо понимает, что это значит. Нет, он не додумался до этого факта. Эта обостренность, этот профиль добычинской прозы, это, конечно, профиль смерти.

Комментарии
Комментарии