Как «Яндекс» воевал с Google и нашёл себя

Морозным февральским днём совет директоров «Яндекса» обсуждал принципиальный шаг — прибегать к помощи государства в борьбе со злейшими врагами или нет. «Мы долго рефлексировали, взвешивали все обстоятельства, обсуждали всё вместе — надо или нет. И поняли, что выбора по большому счёту нет», — вспоминает Юрий Вечер, руководитель направления дистрибуции. «Яндекс» подал жалобу в антимонопольную службу на главного конкурента — Google. Никогда раньше компания, созданная интеллигентными программистами, не просила защиты у властей.

Выбора и правда не было: Google — мировой монополист на мобильном рынке, его система Android установлена на 85% устройств; в России — на 73%, по данным Comcon. Вместе с платформой от Google в телефоны попадают магазин Google, карты Google, музыка Google и другие сервисы. В большинстве смартфонов на Android поиск Google установлен по умолчанию. Если раньше телефоны Samsung, лидера продаж смартфонов, продавались всего с тремя приложениями Google, теперь предустанавливаются до 20.Место сервисов «Яндекса» — на втором-третьем экране, стать поиском по умолчанию в смартфонах на Android практически невозможно. С этой ситуацией компания кое-как смирилась, но в прошлом году Google заключил с производителями новые соглашения, которые перевели два поисковика в режим сопротивления. В конце концов «Яндекс» обратился за помощью в ФАС. «Секрет» разобрался, что скрывается за великим противостоянием и чем на самом деле Google всегда был для «Яндекса».

Вызов«Мы ощущаем давление Google на себе как на поисковике, а что будет дальше?» — рассуждает Григорий Бакунов, директор по распространению технологий в «Яндексе». У Google множество сервисов, недавно он инвестировал в Uber. Означает ли это, что Uber будет единственным возможным приложением для предустановки в Android? «Судя по тому, как компания относится к поиску, можно предположить и такое», — заключает Бакунов.