Человек и метро: почему люди в подземке такие хмурые

Социолог Андрей Корбут о социальном взаимодействии в метро, человеке-с-вещью и пассажире как моральной категории

Метро как среда взаимодействия обладает тремя принципиальными характеристиками:

1) В метро множество незнакомых людей.2) В метро шумно.3) В метро не очень много места.

Соответственно, оказавшись в метро, мы вынуждены приспосабливаться к этим условиям. Прежде всего важно то, что мы постоянно доступны взгляду, а также нюху незнакомых людей, которые, в свою очередь, постоянно доступны нашему взгляду и нюху. В метро негде скрыться (чтобы почувствовать всю важность этого обстоятельства, вспомните, как кто-то заглядывал в вашу книгу/газету/телефон/планшет/бумаги или как вы сами это делали). Тем не менее мы чаще всего не пользуемся возможностью беспрепятственного наблюдения. Длительное разглядывание другого человека тут же привлекает к себе внимание. В этом смысле уставиться в книгу или мобильный телефон — значит дать понять окружающим, что вы не смотрите на них.

Тем не менее мы не можем полностью игнорировать других людей. Обычно мы ограничиваемся быстрыми взглядами, позволяющими понять, где находится человек или группа людей, как он или они будут себя вести и каковы его или их самые общие характеристики: одежда, пол, возраст, цвет кожи. При этом мы не всегда даже пользуемся собственными органами чувств, зачастую понимая происходящее, ориентируясь на реакции других людей.

Комментарии
Комментарии