Битва моторов — 70 лет спустя

Вещественная память о войне. Ее бережно сохраняют в своих «закромах» многие музеи и отдельные коллекционеры. На протяжении последних десятилетий в нашей стране появилась возможность создавать частные собрания даже весьма крупногабаритных военных артефактов — например, армейских автомобилей и боевых машин. Увидеть эти раритеты можно в некоторых открытых для посещения частных музеях, а также на парадах ретротехники и устраиваемых время от времени выставках старинных автомобилей.Последняя по времени такая выставка — «Олдтаймер-галерея» — состоялась в Москве в марте. Крупнейший российский форум любителей «колесной старины» на сей раз был посвящен предстоящему 70-летию Победы, и потому едва ли не половину всех демонстрационных площадей занимала армейская техника периода Великой Отечественной. Среди привезенных коллекционерами, музеями и общественными объединениями образцов техники 1930–1940-х гг. были очень интересные и редкие образцы. О них, а также о некоторых других «моторах» военных лет, которые удалось спасти и отреставрировать энтузиастам, — в сегодняшнем номере «МК».

Едва ли не самый грозный и «ударный» экспонат посетители выставки могли увидеть на площадке военно-патриотического клуба «Дивизион». Здесь стоял знаменитый советский реактивный миномет БМ-13 образца 1944 года. В отличие от многочисленных «новоделов», красующихся на постаментах мемориальных комплексов и наводнивших художественные фильмы «про войну», этот экземпляр — настоящая, классическая «катюша», установка, смонтированная на шасси американского трехосного грузовика Studebaker US-6, а не на позднейшем его отечественном перевоплощении «ЗиЛ-157».

— Сам ракетный миномет, который вы видите, был изготовлен в годы войны на московском заводе, — пояснили участники клуба «Дивизион». — Что касается машины, то этот Studebaker восстановлен нами с использованием фрагментов трех разных машин, найденных поисковиками на местах боев Великой Отечественной.

Комментарии
Комментарии