Курс на оптимизацию. Почему в магазинах повышаются цены?

<i>Прошедший год в очередной раз показал, что резкое падение рубля по отношению к доллару и евро оказывает прямое воздействие на бизнес многих игроков рынка розничной торговли России. Реакция ритейлеров последовала незамедлительно — операторы повысили цены и оптимизировали затраты на развитие.</i>

<b>Ускользающая прибыль</b>

Опрос JLL показал: новые коллекции ритейлеры приобретают за полгода или год, а продают в течение трех месяцев. Аналитики рассчитали средние убытки ритейлеров в каждом периоде. Также они выяснили, что продавцы предпочитают не менять цены в течение сезона и не управляют своими валютными рисками. Их действия сводятся к ежемесячному пересмотру обменного курса со своим банком, который фиксируется на месяц. Это позволило использовать средние ставки Центрального банка для расчета убытков, которые понесли предприятия розничной торговли от девальвации.

Выяснилось, что за счет обесценивания рубля розничные торговцы потеряли в среднем 14,3% в евро и 13,7% в долларах за каждый сезон (весну, лето, осень). Таким образом, совокупный убыток в 2014 г. составляет около 41% в евро и 43% в долларах. «Используя форвардный валютный курс, мы можем ожидать еще большее снижение прибыли ритейлеров», — отмечает Олеся Дзюба, заместитель руководителя отдела исследований JLL.

«Операторы как будто зажаты в тисках, они испытывают давление от возросшей арендной ставки и увеличившихся закупочных цен, — пояснил «Н&Ц» Роман Гусейнов, коммерческий директор «Торговый Квартал Менеджмент». — В будущем возможны трудности с поставками товара, потому что по прежним валютным ценам покупать невыгодно, а о новых условиях оперативно договориться не получится. Не исключено, что в 2015 г. некоторые компании столкнутся с недостатком коллекций и ассортимента».

Уже в декабре 2014 г. ритейлеры объявили о повышении цен. По данным Knight Frank, в IV квартале наиболее заметно выросли цены у продуктовых операторов, в сегменте «одежда и ­обувь» рост цен составил в среднем 5–7%, а в некоторых случаях — 15%.