«Случайных людей не бывает»: как любила и дружила великая Коко Шанель

У Коко было много друзей среди художников, поэтов, артистов, музыкантов. Со многими из них, например с Дягилевым, Стравинским, Пикассо, она работала. Шанель признавалась, что дружба и любовь – ее главные учителя. У нее был необычный, присущий только ей подход к близким отношениям. Она считала, что именно так можно добиться успеха и сохранить свой неповторимый стиль.

У своих друзей: художников Ренуара, Дали, Пикассо, музыкантов Стравинского, Эрика Сати, Жоржа Орика, писателей Жироду, Дрие ла Рошелля, театрального деятеля Дягилева, прозаика, поэта, драматурга, режиссера театра и кино Жана Кокто, герцога Вестминстерского и многих других, Коко многому училась, многое брала от них. Но и сама могла, например, заплатить их долги, финансировать постановки, оплачивать проживание. «Деньги дают возможность помочь тем, кем восхищаешься, создавать замечательные вещи. Я много помогала русскому балету и просила только об одном: чтобы никто об этом не знал».

При этом и в любви, и в дружбе Коко была очень избирательна. «Всякое превосходство, как правило, приводит к своего рода изоляции. Оно заставляет выбирать друзей и знакомых». Став знаменитой, Шанель придирчиво начала относиться к своим знакомствам. Она дружила и работала только с теми, кто был интересен ей и кому была интересна она — как личность, как талант. Но в то же время она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них.

Дружба прекращалась и с другими, знавшими ее в то время, когда она еще не была «вооружена славой Шанель». Она избегала, например, бывшей танцовщицы Элиз Жуандо (Кариатис), которая в начале карьеры Коко помогала ей дружескими советами. Она могла повернуться спиной, сделав вид, что не узнала, к человеку, который подходил к ней, улыбаясь и протянув руку. Так она уничтожала прошлое, которое хотела забыть.

«Каждый день я начинаю жить заново», - говорила Коко. Она вычеркивала из своей жизни и памяти целые куски жизни, если они ей были неприятны или невыгодны.