«Современная культура в определенной степени создана Хармсом»

«Современная культура в определенной степени создана Хармсом»

Как вы решили стать, помимо прочего, еще и биографом?

Началось все в 2002 году, когда издательство «Вита Нова» затеяло серию биографий и ему нужны были писатели. Главный редактор Алексей Дмитренко, с которым меня связывают дружественные и литературные отношения, настойчиво уговаривал меня взяться за одно из имен из их списка. Мне в списке ближе всего оказался Гумилев, и я написал его биографию. А дальше — дальше уже пошло. Инициатива с Хармсом тоже принадлежала «Вита Нове». Но почему случилось переиздание в «Корпусе»: когда кончился срок договора на Гумилева, я предложил эту биографию «Корпусу». А они сказали: да, мы возьмем вашего Гумилева, а еще мы интересуемся вашим Хармсом. В чем проблема книг «Вита Новы» — они очень хорошо, очень богато изданные, но дорогие и малотиражные. Эти люди, надо отдать им должное, вкладываются в редактирование, оплачивают ксерокопии, оплачивают поездки в Москву из Петербурга, но книги часто не доходят до той аудитории, для которой предназначены. А хочется, чтобы дошли, были замечены. Две мои биографии — Ходасевич и Ломоносов — были потом переизданы «Молодой гвардией» в серии «Жизнь замечательных людей». Но про Хармса с ними было бессмысленно договариваться, потому что в то время, как я писал его биографию для «Вита Нова», параллельно ее же для «Молодой гвардии» писал петербургский исследователь Александр Кобринский. Наши книги и вышли чуть ли не в один месяц. Но это разные биографии. Кобринский литературовед, его волновала жизнь Хармса-писателя. Я прежде всего писатель, меня интересовала личность Хармса. И текст как функция личности, а не наоборот.

В книге очень много иллюстраций — она в этом смысле отличается от первого издания? И отличается ли чем-то еще?В смысле иллюстраций — не так уж сильно. В некоторых случаях иллюстрации были заменены из-за проблем с правами. Но текст отличается, потому что за прошедшие годы появились новые публикации. Кроме того, есть такой исследователь в Петербурге, Николай Матвеевич Кавин, он сотрудничает с родственниками Хармса, в том числе с его внучатой племянницей, и занимается историей предков Хармса, семей Ювачевых и Колюбакиных.

Комментарии
Комментарии