ОКБ Камова: от «Курицы» до грозного «Аллигатора»

<i>14 апреля 1953 года состоялся первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-15. Это была первая серийная винтокрылая машина ОКБ Николая Ильича Камова (1902 – 1973). Впоследствии ОКБ неоднократно доказывало достоинство своей фирменной соосной схемы расположения винтов. В настоящий момент камовские машины – грозное оружие, способное решать уникальные военные задачи.</i>

<b>Проба пера</b>

Советское вертолетостроение, зародившееся вскоре после Великой Отечественной войны, динамично развивалось во многом благодаря творческому соперничеству между конструкторами Михаилом Леонтьевичем Милем и Николаем Ильичом Камовым. Первым сделал пошедшую в серию в 1950 году машину Миль. Его вертолет Ми-1 был выполнен по классической одновинтовой схеме с хвостовым винтом. Все же вертолеты Камова основаны на двухвинтовой соосной схеме. И Николаю Ильичу довольно долго пришлось доказывать ее достоинства, поскольку его первая серийная машина Ка-15 была изготовлена в количестве 354 экземпляров. А Ми-1 построили больше двух с половиной тысяч.

Ка-15 предназначался для морской авиации как противолодочный вертолет, корабельный разведчик и для обеспечения связи. Имея примерно те же летные характеристики по скорости, дальности и потолку что и Ми-1, он существенно уступал вертолету Миля в грузоподъемности. Ка-15 мог поднимать либо два гидроакустических буя, либо две глубинные бомбы. По классификации НАТО вертолет получил весьма обидное, но в чем-то справедливое название «Курица».

Ка-15 продержались на вооружении до 1963 года, после чего были переданы в гражданские организации. Но главная причина отказа военных от этой машины заключалась в повышенной аварийности. Несмотря на заявленную скорость полета, равную 160 км/ч, ее пришлось ограничить до 100 км/ч, потому что после этого рубежа лопасти двух винтов зачастую входили в соприкосновение. С этого момента задачи борьбы с подводными лодками были возложены на самолеты Ильюшина.

Комментарии
Комментарии