Праздник в теории сакрального

Социолог Григорий Юдин рассказывает о коллективном чувстве, сакральных вещах и состоянии лиминальности:

"Праздники занимают важное место в нашей жизни. Причем праздники бывают разные: дни рождения, семейные праздники, профессиональные праздники, национальные праздники, Новый год, например, или инаугурация. Все крупные революции оставляли после себя наследие в виде системы праздников, с помощью которой они пытались регулировать жизнь людей.Праздники иногда удаются, иногда не удаются, иногда бывает хороший праздник, иногда неудачный, и мы говорим, что праздник не удался. Также мы знаем, что после или во время некоторых праздников люди начинают вести себя очень странно, у них как будто разблокируются все ограничения, они забывают о нормах и начинают делать то, о чем потом не хотят вспоминать. Почему так получается? Почему праздники иногда удаются, а иногда не удаются? Почему в ходе некоторых праздников люди теряют голову?"

"Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно разобраться с тем, как устроен праздник. Если мы подумаем над природой праздника, то быстро обнаружим, что единственное, что мы точно можем сказать о празднике, — он никогда не бывает индивидуальным, приватным. Мы можем сказать, например: «Старик, у меня сегодня праздник, пойдем выпьем». Но в таком случае мы уже пытаемся с кем-то разделить этот праздник. А личного, приватного, тайного праздника у нас быть не может, и о таком празднике мы никогда не сможем сказать, хорошо он прошел или плохо."

"Праздник — это мероприятие всегда коллективное. Наиболее запоминающиеся праздники — те, в ходе которых каким-то образом интенсифицируется коллективность, где мы чувствуем себя захваченными некоторым коллективным чувством, где мы как будто бы теряем контроль над собой в пользу возникающей в этот момент коллективности, которая нас охватывает и кружит в едином порыве.Как и почему возникает такая коллективность? Ответ на этот вопрос можно получить из теории сакрального. Теория сакрального возникла в конце XIX — начале XX века и развивалась одновременно целым рядом авторов. Центральная идея теории сакрального состоит в том, что все вещи, с которыми мы имеем дело, которые мы способны узнать, делятся на сакральные и профанные."

Комментарии
Комментарии