Советское золото в Шотландии

Эта история началась в ноябре 1942 года в Мурманске. Вечером золотые и серебряные слитки были загружены в трюмы бывшего парома «Ирландское море». После начала войны паром был переоборудован в крейсер. Он получил новое название «Королева Ольстера» и сопровождал знаменитые арктические конвои.

Ценный груз предназначался США и был платой за американское оружие, поставляемое Советскому Союзу. Через 13 дней он прибыл в шотландский порт Гринок, основное место сбора атлантических конвоев. Там ящики с золотом и серебром должны были перегрузить на другое судно, которое и должно было доставить их в Америку. Однако во время перегрузки по невероятной случайности один ящик упал в реку.

Вся операция проходила в условиях такой секретности, что сейчас неизвестно, достали слитки со дна Клайда или они лежат там до сих пор. История с оброненным в шотландскую реку золотом выплыла, так сказать, на поверхность через 73 года лишь благодаря счастливому случаю – выходу в свет книги с секретным дневником одного из офицеров «Королевы Ольстера», уроженца Эдинбурга по имени Леонард Томас, в котором он и описал эту удивительную историю.

Погрузка ценного груза в Мурманске проходила в абсолютной тишине. Весь экипаж, кроме вахтенных, получил приказ разойтись по каютам и ждать там дальнейших указаний.

Сначала британские моряки подумали, что в ящиках, которые заносили на судно советские солдаты, лежит оружие. Правду они узнали лишь после выхода в море. Весили ящики несколько десятков килограммов, потому что их с трудом переносили два человека.

Через две недели, уже в Шотландии, все повторилось. Перегрузка золота тоже проходила в обстановке секретности. Причал был полностью оцеплен солдатами. На палубе находились только участвовавшие в перегрузке военные.

Леонард Томас не только записывал самые интересные события в дневник, но и делал рисунки. Эту привычку он получил еще до войны, когда работал инженером на научно-исследовательском судне «Открытие II» в южных морях.

Комментарии
Комментарии