Можно ли выучить новый язык после пятидесяти?

Язык является одной из главных биологических характеристик, отличающих человека от животных, считают многие антропологи и лингвисты, в том числе Ноам Хомский(1). Конечно, шимпанзе, пчелы и дельфины также могут общаться друг с другом, но список «тем», которые они затрагивают, строго ограничен и обусловлен их природными потребностями. К примеру, пчела, используя свой «язык» движений во время танца, может указать остальным пчелам, куда лететь к источнику нектара, но в ее «словарном запасе» просто нет движений, которые могли бы описать внешний вид этого источника, тогда как человек волен говорить о чем захочет и когда захочет.

Все дело в том, что в нас с самого рождения (или даже раньше) заложена некая система языка, причем не какого-то определенного (русского, английского, французского или китайского), а именно языка как абстрактной универсальной системы(3). Именно по этой причине ребенок очень рано начинает понимать, что предложение может состоять лишь из целого количества слов – трех, четырех, пяти или больше, но не из трех с половиной. Ребенка никогда не учат этому, но тем не менее он это знает. По мере того как он растет и развивается, эта система допустимого для языковых конструкций «сужается» под влиянием языка, на котором говорят вокруг.

Чем раньше, тем лучшеПсихолингвисты склонны считать, что существует биологически заложенный возрастной предел, после которого способность ребенка к изучению новых языков резко снижается. Например, в ходе эксперимента было доказано, что и английские, и итальянские дети на ранних этапах развития употребляют конструкции без подлежащего, в роли которого выступает местоимение «я» (хотя грамматически они разрешены лишь в итальянском), но по прошествии времени они начинают привыкать к правилам своего собственного языка(4). Все это свидетельствует об изначальной лингвистической гибкости нашего мозга – новорожденный ребенок способен выучить любой язык мира. Более того, чем младше ребенок, тем ближе его мозг к изначальному состоянию гибкости, а значит, и второй язык в этом возрасте детям дается гораздо легче.

Комментарии
Комментарии