Современные методы изучения экзопланет

<i>С помощью каких методов происходит открытие экзопланет? Какую информацию об экзопланете можно получить, измеряя ее спектр? Какие результаты были получены в космической обсерватории имени Спитцера? На эти и другие вопросы отвечает доктор физико-математических наук Сергей Попов.</i>

Астрофизика экзопланет сейчас, наверное, самая бурно развивающаяся область астрофизики. Для этого есть несколько хороших причин. Во-первых, область исследований появилась недавно, в конце 80-х — начале 90-х годов, и поэтому не все сливки сняты, еще можно двигаться довольно экстенсивным способом, действительно открывать все больше и больше. Во-вторых, одновременно, что удивительно, разные методики доросли до того уровня, когда стало возможным исследовать и открывать экзопланеты. В-третьих, в отличие от многих других областей, например космологии, интересные результаты можно получать не только с помощью больших суперновых дорогих приборов, но и использовать маленькие приборы или просто скачивать данные, полученные на больших приборах, и с ними работать. Все это приводит к тому, что поток информации об экзопланетах действительно очень велик.

Как же сейчас изучают экзопланеты? С одной стороны, нам все-таки довольно трудно получать какую-то детальную информацию об экзопланетах, поэтому очень часто речь идет именно об открытии. Люди разными способами пытаются открыть экзопланеты: измеряют скорость движения звезды, находят невидимые легкие спутники, наблюдают транзиты (прохождения планет по диску звезды), изучают тайминг двойных систем, радиопульсаров или пульсирующих белых карликов, используют гравитационное линзирование. Все это используется для обнаружения экзопланет.

Но можно показать, что, действительно, даже если взять самый экзотичный способ — это транзиты, для чего, как правило, необходимы космические аппараты, — можно использовать не только большие специализированные спутники типа «Кеплер» стоимостью под миллиард долларов.