Свобода выбора: почему мы ведемся на рекламу?

<i>Свобода — очень модное слово, и в любом обществе обсуждается нехватка этой самой свободы (что в просвещенной Европе, что в менее просвещенной России) — только в совсем уж тоталитарных государствах об этом не говорят ни слова.</i>

И знаешь, я часто задумываюсь о том, что же это всё-таки за такая свобода: ведь под таким объемным понятием должно крыться что-то поистине монументальное. Хотя как раз сегодня люди всё меньше думают о том самом большом и монументальном — чаще в разговорах о свободе мы слышим, что, мол, в СССР была только «Докторская» колбаса, а сейчас ты свободен выбрать колбасу из множества сортов. Стоит только захотеть. Но какое, черт возьми, отношение имеет колбаса к свободе?

Мы каждый день видим невообразимое количество рекламы. Сам посмотри: телевидение, радио, печатные издания, Интернет, билборды на улицах и реклама в транспорте: в общей сложности около 250 рекламных объявлений за день (и это лишь самые оптимистичные прогнозы, порою завышаемые до 3000). Что ни говори, а восприятие рекламы стало неотъемлемой частью жизни современного человека.

Но тут дело не просто в том, что нам навязывают какие-то продукты — да и хрен бы с ними совсем, с этими продуктами. Дело в том, как нам их преподносят, с помощью каких ценностей, идей и социальных стандартов. Реклама обращается к таким общим темам, как красота, счастье, любовь, дружба, секс, собственный образ — и, естественно, компании представляют всё это в абсолютно нереалистичном, идеальном свете, чтобы продвинуть свои продукты. В результате их рекламные объявления воздействуют наши умы, которые, в общем-то, очень уязвимы.

Общий психологический принцип, используемый в рекламе, — «повторение программирует психологию». Исследования показывают, что чем чаще тебе что-то повторяют, тем больше ты в это веришь. Так что если это «Сделай паузу, скушай «Твикс»» или «Не тормози — сникерсни» — раз через 100—200 ты как-то свяжешь у себя в голове «Твикс» с отдыхом, а «Сникерс» — с источником энергии. И, вероятно, будешь покупать эти продукты в погоне за соответствующим результатом.

Комментарии
Комментарии