Космическая праща стреляет галактиками

Во вселенной обнаружено огромное количество галактик разного размера и масс. Если каталог Джона Гершеля 1862 года содержал их около 5000, то орбитальный телескоп «Хаббл» только за три с половиной месяца обнаружил около 10 000 галактик при сканировании участка небосвода в сто раз меньшего, чем лунный диск. Это позволяет оценить количество галактик в наблюдаемом космосе, по крайней мере, в 200 млрд.

Внимание российских астрономов Игоря Чилингаряна и Ивана Золотухина из Астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ (первый из них представляет также американский Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики, а второй – французский Институт астрофизики и планетологии) привлек редкий класс галактик, так называемые, компактные эллиптические галактики. Они характеризуются малыми размерами и высокой звездной плотностью. Их размер всего несколько сотен световых лет, что больше звездных скоплений, но меньше типичной галактики. Для сравнения, наша Галактика - Млечный путь имеет диаметр 100 000 световых лет. Компактные эллиптические галактики и массу имеют примерно в 1000 раз меньше, чем Млечный Путь.

На небе они выглядят похожими на звезды. К 2006 году было известно всего 6 таких галактик. В 2009 году Чилингарян обнаружил еще 20 таких галактик. Благодаря исследованиям авторов работы на сегодняшний день их число достигло 195.

Звездная плотность в галактиках должна сильно уменьшаться на их окраинах, чего не наблюдается у компактных галактик. Однако обнаруженные компактные галактики располагались вблизи других, более крупных галактик, что позволило объяснить их образование гравитационным взаимодействием галактик, в результате чего большая галактика за пару миллиардов лет отбирает окраинные звезды у меньшей, оставляя в ней только достаточно компактную центральную часть - ядро. Ученые назвали этот процесс приливным обдиранием. Следует отметить, что взаимодействие галактик – явление достаточно частое. Некоторые ученые полагают, что через это прошли практически все галактики.