Открытый космос: есть ли жизнь на других планетах

Астрофизик Сергей Попов о поиске жизни на экзопланетах, международных космических проектах и наземных телескопах нового поколения:

"Астрофизика экзопланет — очень хорошая область для тех, кто только начинает работать в астрофизике. Потому что интересно не просто заниматься астрономией, изучать черные дыры, а интересно действительно получать результаты. И экзопланетные исследования в ближайшие десятилетия будут развиваться очень бурно, и некоторые направления исследований можно предсказать. Связано это с тем, что большие прорывы часто осуществляются с помощью действительно дорогих серьезных установок, которые долго проектируются, долго обсуждается, кто будет давать деньги на эти приборы, и поэтому они планируются заранее. Сейчас речь идет о планировании инструментов, которые заработают как минимум через 5–7 лет".

"Что планируется делать? Во-первых, будет идти широкий фронт исследований, благо в экзопланетной астрофизике можно работать с помощью маленьких инструментов. Но есть четкие приоритеты. Например, бо́льшая часть экзопланет и огромное число кандидатов в экзопланеты открыты с помощью спутника «Кеплер» — он наблюдает прохождение планеты по диску звезды. При этом удается определить радиус экзопланеты, но не массу. Мы бы очень хотели знать и то и другое вместе. Поэтому очень важно осуществлять программы по определению масс экзопланет, которые уже открыты спутником «Кеплер». Делать это проще, поскольку вы знаете, с каким периодом двигается экзопланета, знаете, когда звезда должна двигаться к вам, когда от вас, и проще выделить очень слабый сигнал на фоне различных шумов. Тем не менее разрабатываются специальные программы, строятся новые инструменты, в том числе для крупных телескопов, основная задача которых — определять массы экзопланет, обнаруженных «Кеплером»".

"Есть и обратный процесс. С помощью наземных инструментов для большого числа звезд обнаружены экзопланеты и определены их массы, поскольку увидели, как звезда двигается вокруг центра масс, мы знаем массу звезды, значит, можем определить массу планеты, неизвестное — радиус экзопланеты. Будет запущен специальный спутник Европейским космическим агентством, который называется Cheops, он будет определять радиусы тех экзопланет, для которых уже измерены массы. Здесь, очевидно, видна преемственность: лучшие наземные программы по определению масс экзопланет — это европейские программы, которые осуществляются на телескопах VLT, поэтому не удивительно, что именно Европейское космическое агентство будет двигаться дальше в этом направлении и получать дополнительную информацию по своим, условно говоря, экзопланетам".