Прислуга для большевиков

Прислуга для большевиков

Как домработницы, с 20-х и примерно до 60-х бывшие самым обычным явлением, сочетались с идеологией борьбы против эксплуатации, и почему потом идея нанимать помощницу по хозяйству исчезла из общественного сознания.

Вы помните старый советский фильм «Веселые ребята»? Там героиня Любови Орловой из обычной домработницы становится певицей. В детстве меня очень смущал этот момент, я не понимала, про какой исторический период идет речь, вроде бы советское время, но почему девушка — прислуга? А это, как выяснилось, было нормальным явлением.

Два факта советской действительности, которые меня продолжают меня удивлять, с тех пор как я о них узнала.

Факт 1. Домработницы в 1920-1930-е гг. (и до конца 1960-Х) — это норма городской жизни. ОК. Но как так получилось, что перевернув всю страну с ног на голову, устранив (или хотя бы попытавшись) все старые порядки, проводя идеологию равенства и освобождения простых людей от эксплуатации, власть не только не противостояла институту домработниц, но и в каком-то смысле легализовала его (были профсоюзы, официальный найм на работу и пр.)?

Факт 2. Что случилось затем в 1970-х годах (или раньше? или позже?), что идея домработницы напрочь исчезла из общественного сознания? Мои родители не знали домработниц («с детьми бабушки обычно сидят»), а у меня, например, это явление ассоциируется с чем-то западным или дореволюционным, в любом случае оно не советское и не коммунистическое. Сейчас становится модным нанимать домработницу — и это мне кажется именно какой-то западной модой. Именно потому, что в моем окружении, начиная с детства, этого не было никогда и никто о таком не вспоминал.

Комментарии
Комментарии