Эфиопская христианская культура

Конечно, когда мы сейчас смотрим на Эфиопию с ее территорией более 1 млн кв. км, с большим разнообразием с севера на юг и особенно с ее южными регионами, которые относятся уже практически к центральной Черной Африке, то у нас не возникает прямой связи с прошлым, о котором должны говорить, говоря о древней и средневековой Эфиопии.

Ядро эфиопской цивилизации возникло примерно в V веке до н. э., когда группа семитского населения мигрировала с территории Аравийского полуострова на территорию Африки, на Африканский Рог, колонизировала побережье и создала предпосылку для возникновения знаменитого Аксумского царства, просуществовавшего с VI по IX век, центром которого были город Аксум и портовый город Адулис.

Чрезвычайно важным для эфиопской культуры было обращение в христианство, произошедшее, по преданию, в IV веке. Об этом обращении у нас есть свидетельства писателя Руфина Аквилейского и внутриэфиопские свидетельства. Они рассказывают, что в IV веке в Эфиопию попадают два брата, Фрументий и Эдессий, которые, будучи христианами, обращают в христианство местного царя Эзану. В результате происходит христианизация страны. И на этом сведения Руфина кончаются. Фрументий известен в эфиопской литературе под именем Абба Салама («отец мира»), но точно верифицировать эту историю относительно IV века сложно.

С другой стороны, у нас есть некоторое количество археологического, нумизматического и другого материала, который позволяет сказать, что действительно в IV веке происходит христианизация Аксумского царства, и, что самое главное, одновременно с этим утверждается в качестве одного из языков христианского Востока классический эфиопский язык, так называемый геэз — его иногда называют гыыз, — который является семитским языком, родственным другим семитским языкам средневекового Востока: арабскому, южноаравийскому прежде всего, — и на этом языке появляются надписи, эпиграфические надписи, монетная чеканка и так далее. И появляются, вероятно, первые попытки переводов на эфиопский язык Библии, что чрезвычайно важно.

Более полной наша документация об Аксумском царстве становится с VI века, когда там появляются миссии так называемых «девяти преподобных». Это такие святые, почитаемые эфиопской церковью, как За-Микаэль Арагави, Афце и другие, которые создали широкую монашескую миссию, сформировавшую лицо эфиопского христианства.

Комментарии
Комментарии