Как партизаны и авиация вели «Рельсовую войну» в тылу врага

5 сентября 1942 года в приказе наркома обороны И. В. Сталина N 00189 "О задачах партизанского движения"1 было уделено особое внимание необходимости уничтожения железнодорожных составов и путей. Однако до весны 1943 года подрывом железнодорожного полотна занимались отдельные партизанские соединения, общих массовых операций не проводилось.

4 мая 1943 года Сталин издал приказ N 0328 "О борьбе с железнодорожными перевозками противника и дезорганизации автомобильного подвоза во вражеском тылу"2. Нарком обороны призывал ВВС Красной армии уничтожать вражеские поезда с воздуха - штурмовиками и истребителями. Летом 1943-го развернулась операция "Рельсовая война", которая замышлялась как массовый удар партизанских отрядов и советской авиации по железнодорожным линиям.

По плану, утвержденному 17 июня Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД)3, в операции были задействованы 5 штабов партизанского движения, за которыми были закреплены участки железнодорожных путей соответствующих фронтов: на Ленинградском фронте - 19 участков, Калининском - 10, Западном - 23, Брянском - 13, Белорусском - 106 участков. Все они были поделены между партизанскими отрядами и соединениями с указанием количества рельс, подлежащих уничтожению. По всем фронтам было запланировано уничтожить 6205 километров железнодорожного полотна или 213 160 рельсов.

14 июля 1943 года начальник ЦШПД П. К. Пономаренко издал приказ N 0042 "О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага"4, в котором была названа ориентировочная дата начала операции - 27-30 июля.

Комментарии
Комментарии