Русская эмиграция и Вторая мировая война

Русская эмиграция и Вторая мировая война

Разразившаяся в 1939 году мировая война (в 1939 году еще не сразу стало понятно, что она мировая, хотя очень быстро это определилось) и в особенности оккупация накануне войны Франции, одной из главных стран, если не самой главной страны, в которой жили русские эмигранты, поставила перед русской эмиграцией множество моральных проблем, а точнее, одну самую главную — сотрудничать в той или иной степени с оккупантами или же выступить на защиту тех стран, в которых они живут. В июне 1941 года, после нападения нацистской Германии на Советский Союз, эта дилемма — с нацистами против большевиков или с Россией против нацистов — стала еще более острой.

Разные группы эмигрантов и отдельные эмигранты решали эту проблему по-разному. Я не хочу сказать, что перед всеми этот выбор стоял. Были люди преклонного возраста, были достаточно аполитичные люди, которые предпочитали, как большинство европейских обывателей, как-то войну пережить, пересидеть. Но было и активное меньшинство, которое выступило и с той, и с другой стороны.

Были две разные модели поведения, особенно понятные на примере русской эмиграции во Франции и русской эмиграции в Югославии. Во Франции сам термин «сопротивление», résistance, возник по названию газеты, подпольного листка, который выпускали служащие, ученые, исследователи Музея человека в Париже Борис Вильде и Анатолий Левицкий, русские эмигранты, которые были выявлены и казнены нацистами и которые считаются одними из основоположников движения Сопротивления во Франции.

Были во Франции среди русских эмигрантов и коллаборационисты, группировавшиеся вокруг газеты «Парижский вестник». Все многообразие, все многоцветие эмигрантских газет и журналов было ликвидировано, выкошено, выходил «Парижский вестник» — нацистский листок на русском языке, и в этом вестнике публиковались известные и вполне респектабельные, казалось, русские писатели, например Иван Шмелев — один из классиков эмигрантской и русской литературы XX века. И он был не один. В «Парижском вестнике» публиковался Александр Бенуа — знаменитый историк искусства и художник. Не очень активно там же отметился Серж Лифарь — знаменитый танцовщик и режиссер.

Комментарии
Комментарии