"Уезжаю Ягой, возвращаюсь Василисой"

*Российско-китайская граница уже больше двух десятилетий остается зоной так называемой "челночной" торговли. Мелкие российские предприниматели закупают в Китае небольшие партии товаров, которые потом перепродают уже в России. Как отмечает собеседница Радио Свобода антрополог из Кембриджского университета Саяна Намсараева, большая часть "челноков" – это женщины, вынужденные ездить в Китай, чтобы обеспечивать свои семьи. В то же время такого рода поездки для них – часто возможность отвлечься от бытовых проблем и заняться собой. *

– Когда вы оказываетесь на любом из пограничных переходов, не только на российско-китайской границе, но и, скажем, на границе между Болгарией и Турцией или между Польшей и Германией, или Россией и странами Балтии, очевидно, что большинство людей, которые занимаются так называемым "челночным туризмом", – это женщины. Где-то 70-80 процентов переходящих границу людей, которые занимаются регулярной приграничной торговлей, – женщины. Причем многие из них это делают не в качестве своей основной профессии. Хотя, конечно, большинство из них этим и живут.

– Получается, это какой-то вид труда, который недостоин мужчины?Или все-таки женщины лучше справляются, это им интереснее и они лучше могут выбрать товары, привезти, сторговаться и так далее?

– Очевидно, что, какая бы политическая система в России ни устанавливалась, она приносит негативные последствия преимущественно для женщин. У женщин очень обострено чувство ответственности за семью, за детей. И в этом смысле они, наверное, реагируют сильнее и находятся в более отчаянном положении, нежели мужчины. Я не могу говорить за всех женщин, я лучше знаю пограничный переход Маньчжурия – Забайкальск на российско-китайской границе, где действительно основное количество людей, занятых в приграничной торговле, – это женщины совершенно разного возраста.

Комментарии
Комментарии