Бренды СССР: самый популярный ширпотреб советских республик

Обыкновенное семейство в обыкновенной «хрущевке» ждет гостей. На стене в гостиной новенький ковер, радиола крутит винил с Пугачевой. На столе «Хванчкара», «Букет Молдавии» и «Арарат», благоухающая «Дзинтарсом» и украшенная янтарными бусами хозяйка дома вскрывает банку рижских шпрот. Супруг в ванной жужжит электробритвой «Харьков». На голубом экране «Горизонта» показывают «Человека-амфибию», снятого на пленку «Свема». Сын во дворе гоняет на велике «Украина», тут же припаркован горбатый «Запорожец».

Многим до боли знакомы эти неприхотливые предметы советского быта. Когда-то их с большим трудом «доставали», годами стояли за ними в очередь. Некогда вожделенный дефицит теперь перешел в разряд винтажа и антиквариата, остался в воспоминаниях и в семейных альбомах. По-разному сложилась и судьба производителей. Одни заводы процветают и сейчас, другие не прошли испытание независимостью. Екатерина Буторина рассказывает о самых популярных советских брендах.

Их любил Черчилль

Любимым вином Сталина принято считать грузинское полусладкое вино «Хванчкара». До 1932 года, когда оно стало именоваться именно так, вино называлось «Кипиановским» – в честь своих создателей Ливана и Дмитрия Кипиани, производивших его с конца 19 века. Еще в 1907 году «кипиановские вина» завоевали золотой гран-при на международной выставке в Бельгии. «Хванчкару» делают из виноградных сортов Александроули и Муджуретули, которые выращивают в горной области Рача, что в верховьях реки Риони. Как обо всем грузинском, о «Хванчкаре» ходят легенды. Говорят, например, что этим вином Сталин поразил своих союзников Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля на Ялтинской конференции в 1945 году. После распада Союза, уже в 2011 году, выяснилось, что эксклюзивными правами на «Хванчкару» обладает небольшая частная компания в США Dozortsev and Sons, с которой «Грузпатент» затеял судебное разбирательство.

Комментарии
Комментарии