«Девочкам навязывают розовый цвет и любовь к принцессам»

«В моем детстве, в Ленинграде 1980-х, разделение ролей по половому признаку было вполне четким: девочки на уроке труда шьют, а мальчики чинят утюги» — частная история о том, почему девочка может стать кем угодно, когда вырастет.

Девочек поздравляют с 8 Марта как будущих мам, мальчиков поздравляют с 23 Февраля как будущих защитников… Моя почти четырехлетняя дочь Б. ни в Англии, где родилась, ни в США, где живет сейчас, с таким делением никогда не сталкивалась. В ее детском саду мальчики и девочки все делают вместе, например, регулярно помогают готовить обед.

Игрушки в детском саду все нейтральных цветов, а розовых, кажется, вообще нет. Приди мальчик в детский сад в юбке, я уверена, что воспитательницы ему бы ничего не сказали, разве что отметили бы, какая у него красивая юбка.

В День святого Валентина, праздник любви, все поздравляли всех. Есть даже один парень воспитатель. Хороший, короче, детский сад.

озовый цвет, принцессу Эльзу из мультфильма «Холодное сердце» и т.д. в детском саду не отвергают, но и не навязывают. Дома тоже — бабушки и дедушки с обеих сторон проинструктированы.

При том, что любовь Б. к розовому цвету и Эльзе уже давно одна из постоянных величин в ее жизни, я уверена, что дело здесь не в чем-то «врожденном», а в подражании сверстникам. Другие варианты – влияние телевизора и походов в магазины – отпадают (телевизора у нас нет, а в магазинах, кроме супермаркета, Б. бывает редко).

Дети подражают другим детям задолго до того, как начинают ходить, говорить или играть вместе. Это касается и тех детей, которых сдают в ясли с рождения, и тех, с которыми до школы сидит мама (или папа, что в Америке бывает сравнительно часто).

Любой, кто водил годовалого ребенка на детскую площадку, подтвердит, что пустая площадка – это одно, а вот площадка, где есть дети, – совершенно другое, с такой площадки ребенок уйдет только с боем и с ревом.

Взрослым кажется, что годовалая девочка выбирает розовый цвет потому, что в ней это «заложено», но это не так: у «среды» была уже масса возможностей на нее повлиять.

Комментарии
Комментарии