Война и мир Роберта Капы

В Мультимедиа Арт Музее открылась ретроспектива венгерского фотоклассика, одного из основателей легендарного фотоагентства Magnum Роберта Капы.

Среди 120 представленных в экспозиции работ – «Смерть республиканца», едва ли не самый известный снимок гражданской войны в Испании, и фотографии высадки союзных войск в Нормандии во время Второй мировой. О выставке и наследии Роберта Капы «Профилю» рассказала куратор проекта Этелка Байи.

«Война похожа на стареющую актрису: с каждым днем более опасна и менее фотогенична», – писал Роберт Капа. Он знал, о чем говорил: он снимал во всех горячих точках своего времени от Европы и Израиля до Вьетнама и Индокитая, где и погиб в 1954 году, подорвавшись на противопехотной мине. Капу часто вспоминают именно как одного из основателей военной фотожурналистики, но его наследие гораздо шире. Везде, где бы он ни оказался  – в советском колхозе или на пляже в компании Пабло Пикассо, – он снимал жизнь во всех ее проявлениях. Ее он любил столь же страстно, сколь ненавидел войну. Как говорил друг Капы Джон Стейнбек, «он умел снимать и движение, и радость, и горе. Его фотоаппарат мог улавливать мысль. Он запечатлел мир».

– В чем новаторство Роберта Капы в фоторепортаже?

– Роберт Капа – один из лучших фоторепортеров и военных корреспондентов в мире. В 1936 году он приобрел мировую известность благодаря фотографии «Смерть республиканца», сделанной из окопа республиканцев во время гражданской войны в Испании. На момент публикации снимка в парижском журнале Vu 23 сентября 1936 года он все еще был в Испании и лишь через некоторое время узнал, какой резонанс произвела эта фотография, перепечатанная многими мировыми изданиями. В журнале она вышла под названием «Лоялистский ополченец в момент смерти, Сьерра-Морена, 5 сентября 1936 года», позже появилось более короткое название. Другая знаменитая серия снимков Роберта Капы, признанная классикой мировой военной фотографии, – фоторепортаж о высадке союзнических войск в Нормандии 6 июня 1944 года.

Комментарии
Комментарии