«Синий всадник»

Чем занимается российская арт-группа и зачем она это делает
«Синий всадник»

Простой, немного странный, немного невпопад вопрос: а почему, собственно, в мире уделяют так много времени актуальному искусству? Почему всех так интересуют «Манифесты» и «Документы», арт-форумы и круглые столы, смена экспозиций и работа аукционов? Почему, несмотря на сложность рецепции, на неизбежные затраты, связанные с потреблением contemporary art, ему внимают, его обсуждают, о нем говорят? Конечно, было бы откровенной пошлостью думать, что дело здесь в «пикантности» или «скандальности» некоторых произведений, в гомерической стоимости отдельных лотов, в изощренности и хитроумии иных галерейных интриг. Пожалуй, гораздо более важен тот факт, что область современного искусства является зримым воплощением некоего утопического предела, к которому стремится глобальный капитализм. Будучи экономическим базисом современного искусства, мировой капитал прозревает в последнем собственный идеальный образ — триумф неотчужденного (творческого) труда, широкое поле, где расцветают сто цветов, место свободного развития и плюрализма, пространство дружественной конкуренции и смелых инноваций.

Подобная идеология, либеральная по своей сути, неявно предполагает, что в современном искусстве должны получать представительство любые возможные социальные классы, группы и страты. Действительно, мы легко найдем здесь фигуры, репрезентирующие топ-менеджмент (Энди Уорхол) и финансовый трейдинг (Джефф Кунс), университетских интеллектуалов (Ханс Хааке) и классических диссидентов (Ай Вэйвэй), городскую богему (Кит Харинг) и мелкую буржуазию (Трейси Эмин). И, однако же, существует целый ряд социальных групп, которые в принципе не могут быть представлены сегодня на этом поле — прежде всего потому, что яростно отрицают саму целесообразность существования этого поля. Но ирония ситуации в том, что — несмотря на стандартные обвинения (в шарлатанстве, некомпетентности, подрыве устоев, уничтожении эстетических норм и т.д.) или простое игнорирование со стороны таких групп — современное искусство, движимое логиками художественного поиска, либерального плюрализма и капиталистической экспансии, все равно будет пытаться включить даже их в свою бесконечную игру, представить их в своем сложном и продуктивном порядке.

Читать дальше на сайте Colta.ru

Комментарии
Комментарии