Что читать:

Что читать:

Филолог Мария Майофис рекомендует: увлекательная книга по истории образования в Российской империи:

"Эта книга представляет собой одновременно сборник ценных и почти не публиковавшихся исторических источников XVIII века — серьезное исследование по социальной истории и истории образования и цикл авантюрных романов, действие которых происходит в России 1715–1765 годов. Корпус источников представляет собой тексты проектов или регламентирующих документов российских учебных заведений нового типа, которые создавались или реформировались с 1715 по 1765 год для будущей гражданской и военной государственной элиты. Среди этих проектов есть как реализовавшиеся, так и оставшиеся только на бумаге."

"Исследовательская составляющая книги — это методологическое предисловие главы рабочей группы, Игоря Федюкина, с пояснениями ключевых понятий и подходов, примененных при составлении книги, а также вступительные статьи других составителей, предваряющие публикации документов, посвященных тем или иным учебным заведениям, а также более масштабным нововведениям, связанным с образованием государственных служащих. Однако «изюминкой» книги является ее персоналистический и одновременно «авантюрный» фокус, в котором, как по волшебству (но на самом деле не по волшебству, а под действием серьезных аналитических инструментов составителей), сходятся все источники."

"В центре книги находятся не учебные заведения и даже не проекты таковых, но сами их авторы, которые называются то «дельцами», то «прожектерами», то «выскочками», но иногда менее красочно и более наукообразно — «административными предпринимателями» или «агентами изменений». Основная теоретическая идея книги состоит в том, что раннемодерное государство не было в России — да и в других странах — таким уж всесильным, оно отличалось слабой административной структурой, рудиментарным государственным аппаратом, и монарху для учреждения институтов «регулярного государства» приходилось опираться прежде всего на инициативы частных лиц. Эти частные лица могли занимать государственные посты, могли получать эти посты уже по результатам предложенных ими реформ или новых учреждений — в некотором смысле не так уж важно, находились ли они внутри чиновничьей иерархии или только стремились туда попасть. Гораздо важнее, что все они были авторами «прожектов», особого рода публицистических сочинений, адресованных монарху или высшим руководителям государства, с целью создания новых государственных институтов."

Комментарии
Комментарии