Что такое объективация?

*Объективация — один из центральных терминов феминистской теории. Вообще, это слово, как и многие другие термины, в российском контексте приживается с трудом. Эти понятия фигурируют в некоторых российских академических работах и употребляются в активистской среде, но в обществе в целом — на телевидении, в печати, в городской повседневности — они не играют той роли, которую имеют, например, в США. *

Причина в том, что изначально терминология не искусственна, она фиксирует осмысление определенных, весьма распространенных практик под критическим углом феминистской оптики. Для того чтобы феминистская терминология стала общеупотребительной и понятной более широкому кругу людей, нежели сами феминистки и ученые, необходима свобода прессы, гражданских институтов, судов, высшей школы. Все то, чего на протяжении 70 лет в СССР не существовало, а период в десяток лет постсоветской России слишком мал, чтобы общество научилось рефлексировать над собственным опытом.

Слово «объективация» на русский язык может переводиться как «опредмечивание». О связи сексуального желания и объективации писал еще Кант в «Лекциях по этике», но именно американские феминистки — Андреа Дворкин, Марта Нуссбаум, Катарин МакКиннон, Наоми Вульф — превратили этот термин в мощный инструмент феминистского анализа.

Сексуальная объективация — процесс опредмечивания женщин, сведения ее к картинке, к абстрактному образу, искусственно наделенному рядом характеристик, отвечающих интересам мужчин. Например, «все женщины любят секс», «все женщины любят сильную руку», «женщинам нравится быть соблазненными», «женщинам нравится ничего не решать», «все женщины хотят быть красавицами с идеальными пропорциями и чертами лица».

Примеры сексуальной объективации в Москве визуально особенно заметны, чего стоят одни рекламные плакаты банков. Реклама Альфастрахования: «Купил “немку”? Застрахуй ее быстро и без прелюдий», — иллюстрацией служит пышногрудая улыбающаяся блондинка.

Комментарии
Комментарии