Календарь и боги Древней Месопотамии

Календарь и боги Древней Месопотамии

Историк Владимир Емельянов об исследованиях шумеро-аккадского календаря, героическом образе царя и сезонных ритуалах:

"Приступая к изучению религии Древней Месопотамии, нужно выделить тот основной ее аспект, без которого невозможны все остальные. И таким аспектом не будет личность бога, потому что боги в шумеро-аккадской литературе редко имеют характерные черты, такой характерной чертой не будут нравственные основания религии, потому что религиозно-этические поиски появляются довольно поздно, такой чертой не будет и ритуал как таковой, потому что все месопотамские ритуалы связаны между собой. Но чем они связаны? Что связывает между собой богов, нравственные начала религии, ритуалы, религиозные институты? Должна быть между ними какая-то связь, какая-то основа, которая их держит друг подле друга. И такой основой, если внимательно присмотреться, является культовый календарь".

"Первое исследование по культовому календарю появилось в 1915 году. Это была диссертация Бенно Ландсбергера, собравшего героическими усилиями все известные к тому времени тексты, в которых упоминались календарные месяцы или праздники. Потом вышла в 1934 году книга Стивена Лэнгдона, в которой месопотамские календари сравнивались с календарями других семитских народов, в частности с еврейским. Было еще несколько исследований, но все они не могли подобраться к самому главному, а именно к семантике календарных месяцев и календарных обрядов".

"Такая возможность представилась нам только начиная с 60–70-х годов XX века, когда одна за другой стали выходить публикации так называемых пояснительных текстов, того, что называется в современной науке explanatory texts. Эти пояснительные тексты содержали комментарии к названиям месяцев и праздников. Их обнаружилось небольшое количество, но они чрезвычайно информативны. И когда были открыты и изданы пояснительные тексты, стало абсолютно понятно, что и сюжеты большинства шумеро-аккадских литературных текстов, и месопотамские ритуалы, и многие нравственные максимы шумеро-вавилонской религии связаны с праздниками и месяцами культового календаря".

Комментарии
Комментарии