Осьминоги чувствуют свет всей кожей

*У осьминогов очень хорошие глаза, благодаря им моллюски могут перекрашивать себя, как угодно: визуальная информация об окружающей обстановке через глаза попадает в мозг, который в соответствии с увиденным направляет инструкции пигментным клеткам в коже. Если бы у этих головоногих не было хорошего зрения, они не достигли бы таких высот в камуфляже. Кроме того, перемена окраски служит им и для общения, а чтобы общаться, нужно опять же хорошо видеть «собеседника». *

Но глаза – ещё не всё: зоологи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре выяснили, что осьминоги могут чувствовать свет самой кожей. Как пишут в своей статье в Journal of Experimental Biology Десмонд Рамирес (Desmond Ramirez) и Тодд Оукли (Todd Oakley), в её клетках есть фоточувствительные белки опсины. Естественно, следующим шагом исследователей было проверить кожу осьминогов на светочувствительность. Выяснилось, что свет, направленный на образец кожной ткани, заставлял её хроматофоры растягиваться и тем самым менять её цвет. Когда свет выключали, пигментные клетки расслаблялись, и цвет возвращался к исходному. Это говорит о том, что фоторецепторы здесь непосредственно соединены с хроматофорами, и передача сигнала обходится без центральной нервной системы.

Дальнейшие эксперименты с длиной световой волны показали, что быстрее всего такой автономный ответ происходит на синий свет. А более подробный молекулярный анализ показал, что кожные чувствительные нейроны снабжены белком родопсином, который обычно синтезируется в клетках сетчатки.

Умение осьминогов видеть свет кожей не стоит переоценивать: они могут различать только большую или меньшую яркость освещения, но они не в состоянии оценивать контраст между по-разному освещёнными участками, не говоря уже о резкости изображения (да и изображения-то они никакого с помощью кожи не увидят).