Поселок художников на Соколе: деревня среди сталинских высоток

*С развитием мегаполисов желание жить в центре у горожан сменяется на мечту о загородном доме. Те, кто может позволить себе содержать большой дом и не тяготится часами езды на машине до работы, уезжают из Москвы в ближайшее Подмосковье. Совместить развитую городскую инфраструктуру и уют деревни пытались на рубеже XIX и XX веков, когда на западе получила популярность идея города-сада. Ее воодушевленно восприняли и в России, но в Москве успели построить лишь один экспериментальный квартал. Это – поселок Сокол, или, как его еще называют, Поселок художников. Недалеко от центра, на пересечении улицы Алабяна и Варшавского шоссе, спряталась настоящая деревня, зеленый оазис в шумном городе. *

ЗАМЫСЕЛ

Саму идею города-сада в 1989 году предложил английский философ и социолог Эбенизер Говард, опубликовавший работу под названием «Города-сады будущего». Ею увлеклись архитекторы в России, разрабатывался проект «Новая Москва», согласно которому окраины Москвы должны были превратиться в своеобразные таунхаусы. В каждом районе предполагалось строительство собственной инфраструктуры – библиотек, школ, клубов. Реализацию этих планов отодвинула революция, снова за проект взялись уже в 20-х годах ХХ века.

В 1921 году В.И. Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативные объединения и отдельные граждане получили право застройки городских участков. А в марте 1923 года образовалось жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол». Первым его возглавил председатель профсоюза «Всекохудожник» Василий Сахаров. Кооперативу выдали участок земли на окраине села Всехсвятского, и в том же году началось строительство.

Проектом занялись архитекторы А. Щусев, Н. Марковников, И. Жолтовский, братья Веснины, Н. Дюрнбаум, Н. Колли, А. Семилетов, И. Кондаков, В. Платонов, а также художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни; живописцы К. Истомин, П. Кончаловский; скульптор И. Ефимов.

Комментарии
Комментарии