Богатые бедные: сколько стоили русские художники в XIX веке

Богатые бедные: сколько стоили русские художники в XIX веке

Сколько зарабатывали и сколько тратили русские художники XIX века.

Герой повести Гоголя «Портрет» художник Чартков жил в бедности. «Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец… производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал. Это приходило к нему на ум… когда не на что было купить кистей и красок, когда неотвязчивый хозяин приходил раз по десяти на день требовать платы за квартиру». В действительности в XIX веке в России кисти и краски могли покупать даже очень бедные художники. Если не хватало денег на расходные материалы (а стало быть, и пропадала возможность зарабатывать своим ремеслом), это была уже не бедность, а крайняя нищета.

Стандартный подрамник с простенькой рамой в середине XIX века стоил примерно один или два двугривенных, то есть 20 или 40 копеек, аршин хорошего холста (71 см в длину при ширине ткани от 1 до 1,5 аршина) — около 10 копеек. Стоимость красок варьировалась в зависимости от их состава и места изготовления, и продавались они вразвес (краски в тюбиках были щегольством). Простые широко используемые краски — свинцовые белила, охры, «кость», то есть черная краска из пережженной кости, — стоили не дороже 20–30 копеек за фунт (400 г), дорогие кадмиум (оранжевая), ультрамарин (фиолетовая), киноварь (ярко-красная) — 5–6 рублей за фунт, и это было невероятно много — такую сумму, как мы увидим ниже, стоила месячная аренда комнаты или мастерской в Петербурге. Правда, фунт краски — это также большой объем, при бережном расходовании его вполне могло хватить на год.

Комментарии
Комментарии