Тарапунька и Штепсель. История уникального сатирического дуэта

Известность дуэта была ошеломляющей: письма Штепселю и Тарапуньке приходили со всей страны, а фабрики игрушек вытачивали тысячи деревянных изображений артистов. Более сорока лет дуэт просуществовал на сцене благодаря таланту, блестящему чувствую юмора, трудоспостобости артистов.

Юрий Тимошенко и Ефим Березин познакомились на студенческом капустнике: оба артиста учились в Киевской театральном институте. Будущий Тарапунька (Тимошенко) выступал с комичной сценкой о постовом регулировщике на оживленном перекрестке, а будущий Штепсель играл роль Лебедя в юмористической зарисовке «Охотник и лебедь». Тимошенко подошел к Березину со словами: «Если мы на сцене будем вдвоем, то и смеха в зрительном зале будет в два раза больше». Это было начало творческого союза, просуществовавшего на сцене более сорока лет.

В 1941 году, как раз после окончания института, Тимошенко и Березин как артисты ансамбля песни и пляски Юго-западного фронта гастролировали по военным частям. С целью поддержать боевой дух солдат они придумали новые образы для своих выступлений – неунывающих, жизнелюбивых и оптимистичных Повара Галкина и Банщика Мочалкина. Среди номеров также были и сценки, высмеивающие фашистов: так в песне «Лучше було б не ходити» поется (от имени врага) о том, что если бы фашисты знали, как их будут бить, то никогда не пошли бы на украинскую землю.

После войны Тимошенко и Березин придумали новых персонажей: проказливого, талантливого на выдумку Тарапуньку и спокойного, рассудительного, правильного Штепселя. Тимошенко выбрал имя для своего персонажа в честь родных мест: он родился в Полтаве, а недалеко от города протекает река с игривым названием Тарапунька. Имя Штепселю было выбрано из-за характерных особенностей персонажа: все починит, всему найдет объяснение, все разложит по полочкам.

Тимошенко принципиально говорил на суржике и не хотел переходить на русский язык.

Комментарии
Комментарии