Йозеф Гайдн: от музыканта-фрилансера до «отца» венской классической школы

Вот это «обыденное» — то, что отличает стиль гомофонно-гармонический от полифонии, светское от духовного, низкое от высокого — это совпадает в Европе с тем, что называется народностью. Это то, что роднит Гайдна с другими австрийскими композиторами — с Моцартом и Шубертом.О народном в творчестве Гайдна написано довольно много, и очень разного.От историй о том, как Гайдн занимался «полевыни работами», т.е., собирал фольклор. До теории, что народ адаптировал музыку Гайдна и исполнял ее как народную.

Гайдн использовал помимо немецко-австрийской венгерскую, цыганскую, шотландскую и французcкую народную музыку. И даже один хорватский хорватский музыковед считает, что Гайдн принадлежал к его народу.

Вот если бы остановиться на том, что он безоблачен и народен, прибавив к этому описанию «народный юмор» и это его «ниша» — то все вроде ясно.

Но чем больше я слушала и читала, тем больше противоречий замечала.Радостный характер музыки Гайдна соответсвует общим настроениям в искусстве того времени. Давно закончилась Тридцатилетняя война. B Вене началось созидание той роскоши и благополучия, которое мы видим по сей день.

С другой стороны, именно в в середине жизни Гайдна в литературе и театре было чрезвычайно популярным движение «буря и натиск», которое , в общем, приводит нас к романтизму, к театральности образов, к конфликту индивидуума и его окружения.

С одной стороны, он создал жанр квартета — в том виде, в котором он существует и поныне, создал состав симфонического оркестра в том виде, в каком он существует сейчас.

С другой стороны, оркестр его многие презирают и считают скучным, а квартет был создан случайно — в том имении, где Гайдн сочинял музыку по заказу, были только две скрипки, альт и виолончель. Над ним смеялись из-за нелогичности состава. И жизнь его также полна противоречий:он был очень одарен музыкально, но музыку стал сочинять только на подступах к тридцати.

Комментарии
Комментарии