"Чистейшим золотом сияла вся сферообразная храмина..."

*Важным средством образного воплощения власти являлся церемониал, в котором отражались основополагающие идеи религиозной и политической жизни общества, а одним из важнейших пространств, на которых развертывалась государственная жизнь, был Кремлевский дворец - главная великокняжеская, а позднее царская резиденция. *

ТРОННЫЙ ЗАЛ ЦАРИЦ В КРЕМЛЕВСКОМ АНСАМБЛЕ

Золотая Царицына палата - тронный зал русских государынь - была неотъемлемой частью дворца и центром женской половины государева двора, где официальная государственная жизнь соприкасалась с повседневной жизнью царской семьи. Архитектурное и живописное убранство палаты входило в комплексную программу визуального оформления памятников кремлевского ансамбля, а ее бытование в дворцовом пространстве было органично включено в общую канву официальной и частной жизни государева двора.

Возведение каменного дворца в Кремле началось в 1487 г. с закладки архитектором Марко Фрязином Грановитой палаты "на том месте, где терем стоял". Основная его часть, выстроенная в 1499-1508 гг. архитектором Алоизио да Каркано, состояла из трех блоков: выходивших на Соборную площадь парадных Средней Золотой и Грановитой палат, Набережных палат - с южной стороны и жилого крыла - с северной. Сохранившийся второй этаж северного крыла представляет собой галерею из девяти каменных палат, которую со стороны Соборной площади замыкает Золотая Царицына палата.

Впервые - под названием "Наугольной", т.е. угловой, выходящей окнами к Успенскому собору, - эта палата упоминается в "Дополнительной статье к Чину бракосочетания великого князя Василия Ивановича" от 28 января 1526 года, при описании свадебной церемонии Василия III и Елены Глинской. Назначение Наугольной палаты при этом не указано, вопрос о ее использовании в дворцовом церемониале до конца XVI столетия остается открытым. С конца XVI в. Царицына палата все чаще упоминается в архивных источниках при описании официальных приемов государыни и церемоний семейного характера, - со времен Ирины Годуновой можно говорить о палате как о тронном зале цариц.

Комментарии
Комментарии