«Хипстер — это Жан-Жак Руссо»: культуролог Куренной о слове на букву «Х»

*Я не являюсь работником медиа, поэтому мне не нужно констатировать наступление новых эпох. Мне важно видеть более глубокие структурные вещи. И мне совершенно очевидно, что то явление, о котором у нас заговорили, связав это с изменениями в обществе, — от хипстеров до креативного класса — это явление, которое понятно, объяснимо и укладывается в структурные особенности модерна. *

Хипстеры не стали в какой-то момент консерваторами — они всегда ими были. Сейчас мы не являемся свидетелями этапа, когда одно поколение сменяется другим, и никакой культурной загадки в консервативности хипстеров нет.

Дело в том, что модерн сам по себе включает в себя сразу два базовых тренда. Что такое модерн? Это прогресс. Выражается он очень просто: раньше были сети 2G, а теперь 3G и 4G.

Раньше автомобиль стоил дорого и был доступен не всем, а теперь стал дешевым и общедоступным. Современный прогресс не имеет вектора в духе XVIII века: сейчас под ним подразумевается, что люди живут комфортнее. Основано это на постоянном генерировании инноваций: сначала научно-технических, а потом уже творческих и предпринимательских.

Но понятно, что кроме повышения комфорта прогресс несет в себе все возрастающую нагрузку для человека. Люди, которые с удовольствием пользуются результатами прогресса, испытывают при этом стресс, связанный с возрастающей динамикой и скоростью изменений.

Что это означает? Ваше пребывание в настоящем — в пространстве, где вы хорошо ориентируетесь, — стремительно сокращается. В традиционных и даже раннеиндустриальных культурах реальность была достаточно обширной: вы получали образование, начинали работать, набирались опыта. С возрастом становились умудренным пожилым человеком, который мог передавать мудрость дальше. Старики в прошлом понимали, как устроен мир.

Комментарии
Комментарии