Культурализация проблемы интеграции мигрантов

"Интеграция мигрантов — казалось бы, смысл этого выражения абсолютно ясен, абсолютно определен. Но давайте задумаемся, кто говорит об этом, какие агенты социального действия вообще включены в разговор на эту тему. Это чиновники, это политики, публичные и непубличные, и это эксперты, члены академического сообщества. Итак, есть три сферы, или, говоря языком Бурдье, три поля, агенты которых ведут борьбу за контроль над значениями этого выражения друг с другом и с агентами других полей. То есть что такое интеграция, кого считать интегрированным, кого считать неинтегрированным — это на самом деле отнюдь не академический, не научный вопрос, а, скорее, вопрос практико-политический."

"Чтобы это не звучало совсем абстрактно, я приведу иллюстрацию. В Чешской республике один из самых главных застрельщиков разговоров об интеграции мигрантов — это Томио Окамура. Как мы можем понять по его имени, он не совсем чешского происхождения, он мигрант второго поколения от японского папы и чешской мамы. Он очень любит поднять тему о том, что мигранты интегрироваться не хотят, что они Чехию наводнили и так далее. Очевидно, что проблема, скорее всего, в большой степени политическая, и речь нужно вести именно о контроле, о том, кто борется за контроль над значениями этого выражения."

"Еще одно соображение методологического свойства: когда мы на эту тему рассуждаем, мы представляем себе две закрытые сущности, две целостности, противостоящие друг другу, — это, с одной стороны, принимающее сообщество и, с другой стороны, мигранты. Но давайте спросим себя: является ли интегрированным то общество, интеграции в которое мы ждем от мигрантов? Очевидно, нет. Очевидно, любое общество очень сильно расколото по социально-классовому признаку, по идеологическому и так далее".

Комментарии
Комментарии