Искусство: как научиться понимать великие картины

Искусство возникает тогда, когда происходит автономизация каких-то текстов или изображений от иных практик. Так происходит возникновение чего-то автономного, независимого, того, что мы называем искусством. Потому что когда мастер строил средневековый собор, то это было не искусство, а часть культовых практик, и эти мастера были анонимны, потому что считались ремесленниками, которые входили в цеха, где передавали друг другу навыки.

А в эпоху Ренессанса Вазари создает первую художественную Академию, пишет первую историю искусства в виде жизнеописаний художников и начинает формулировать современное понимание искусства с гением как с его средоточием. И он называет трех главных гениев, которым удалось запечатлеть идеал платонической красоты, гармонии, восходящей, конечно, к грекам. Три основных гения в его понимании — это Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, которые так и остались до наших дней тремя главными именами итальянского Ренессанса.

И дальше начинается бесконечная попытка понять, что такое искусство. Когда искусство есть часть религии, культа или часть политики, пропаганды, когда художник оформляет собор, княжеский или королевский дворец, нет никакой необходимости легитимизировать его деятельность, которая приобретает легитимность извне — от церкви или государства. Когда искусство становится автономным, то совершенно непонятно, зачем оно нужно и что оно делает. С этого момента искусство не может существовать без дискурса. То, что Вазари придумывает искусство и одновременно историю искусства, то есть нарратив, в соответствии с которым идет движение к идеалу, очень важно. Нарратив этот есть форма легитимизации чего-то сомнительного.

Существование искусства можно оправдывать по-разному. Оно может, например, пониматься как носитель гармонии или красоты. Огромную роль сыграла, конечно, кантовская эстетика, которая говорит, что это свободная игра субъекта. Все это хорошо, но такого рода формы легитимизации довольно неубедительны.

Комментарии
Комментарии