Как понять, что вы слишком много говорите

Слышали ли вы выражение «ослепнуть от любви»? Ну, так от собственной болтовни, бывает, не только слепнут, но и глохнут. Как заведешься, уже и не замечаешь, что у слушателей лопается терпение. Не видишь, как собеседник пытается хоть словечко вставить или намекнуть, что ему надо бы уйти (или отчаянно хочется уйти, куда угодно, пока вы его вконец не извели).

Три стадии упоенного монолога: сперва оратор говорит по делу, достаточно кратко и ясно. А потом вдруг обнаруживает, что речь сама по себе доставляет ему наслаждение. Ааа, как же это прекрасно, избавиться от внутреннего напряжения… вот только вашему слушателю от этого уж точно хорошо не будет. Это вторая стадия: когда вам так понравится болтать, что вы даже не проверяете, внимательно ли вас слушают или все уже отключились. Третья стадия настает, когда оратор сбивается с мысли и тут-то соображает, что надо как-то вновь овладеть вниманием аудитории. Если в этой третьей фазе монолога, неряшливо загримированного под разговор, вы чувствуете, что собеседник малость нервничает, как вы поступите?

Увы, первым вашим побуждением будет не вовлечь невинную жертву вашего напора в диалог, предоставив ей возможность высказаться и внимательно выслушав, а продолжить свою речь еще громче и яростнее, словно это поможет заново завоевать внимание. Отчего же так? Прежде всего, по той простой причине, что всякий человек жаждет быть услышанным. А во-вторых, когда индивидуум говорит о себе, у него выделяется допамин, гормон удовольствия. И это основная причина болтливости: люди попросту подсаживаются на него.

Вскоре после выхода моей книги «Я слышу вас насквозь» я тоже начал пропускать опасные приметы и не видел, как довожу до белого каления своего друга и коллегу-коуча Марти Немко, ведущего радиошоу на KALW (филиал NPR в Сан-Франциско). Мы с ним давно помогали друг другу советами, и он вдруг сказал мне: «Марк, ты учишь людей слушать — так хватит болтать и попробуй сам кого-нибудь услышать».

Комментарии
Комментарии