Введение в микросоциологию

В ситуации повседневных взаимодействий люди руководствуются правилами, которые столь же надличностны и абстрактны, сколь и международное право, и подчиняются они этим правилам с куда большей неукоснительностью. Выбор носков куда более закономерен, чем выбор политических взглядов. Этикет, нормы, регулирующие чередование фраз в разговоре или правила дорожного движения (особенно там, где они опираются на неформальные конвенции, а не на то, что преподают в водительской школе), — вот некоторые из тем, интересовавших микросоциологов. Микросоциология вызывающе отказывается заниматься тем, что более традиционной версии дисциплины кажется «по-настоящему существенным». Их ответ на критику состоит в том, что если в мире больших процессов и можно обнаружить какой-то порядок, то он покоится на фундаменте рутинных взаимодействий и скрепляется ими как цементом; в своей реальной жизни люди реагируют на «здесь-и-сейчас» стимулы, а вовсе не на то, что в другой ситуации они определят как свои ценности, что именно под покровом рутины скрываются боги, в которых по-настоящему верят наши современники.

Несмотря на то, что эмоции ассоциируются с психологией и внутренними личностными процессами, по крайней мере в двух смыслах эмоции — это глубоко социальное явление. Во-первых, эмоции испытываются в соответствии с определенными правилами. Когда мы последим за собой, посмотрим вокруг себя, то увидим: то, что мы испытываем, довольно сильно регулируется обществом. Некоторые эмоции считаются уместными, и если люди их не испытывают, то их упрекают в том, что они явились на чей-то день рождения, а сами сидят со скучным видом. Или на чьих-то похоронах сидят с веселым видом — это еще хуже. Некоторые эмоции, таким образом, считаются уместными, некоторые — неуместными. Некоторые одобряются, некоторые нет. Типичный генератор неловкости в повседневных взаимодействиях — это все, что относится к сфере брачного поиска и взаимного ухаживания.

Комментарии
Комментарии