«Победа» сразу после Победы

Этим летом исполняется 70 лет с того момента, как было принято окончательное решение о запуске в серию автомобиля ГАЗ-М20 «Победа». А сам серийный выпуск начался через год — летом 1946 года.
«Победа» сразу после Победы

Презентация (как бы сейчас сказали) проекта нового легкового автомобиля ГАЗ-25 «Родина» состоялась в Наркомате среднего машиностроения СССР 3 февраля 1943 года. Вы только вдумайтесь! 2 февраля закончился разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом, а на следующий день уже обсуждался проект легкового автомобиля, который должен будет встать на конвейер после Победы. И не просто абы какого автомобиля, а по-настоящему передового даже не на момент представления проекта, а на момент предполагаемого начала выпуска.

Но когда проект, уже летом 1944 года реализованный в металле, показали Иосифу Виссарионовичу Сталину, вождь спросил: «И почём у нас будет «Родина?». Намёк быстро поняли и поменяли не только название автомобиля на «Победа», но и даже его цифровой индекс — с ГАЗ-25 на ГАЗ-М20. Впрочем, этот эпизод в истории «Победы» не оставил в анналах истории достоверных следов. Возможно, ничего такого и не было. А вот что касается техники, проб, ошибок и этапов воплощения конструкторской мысли, то эти этапы известны.

Эскизный проект

О новом и передовом автомобиле на Горьковском автозаводе начали думать уже в конце 1930-х годов. Уже тогда стало ясно, что нужно отказываться от рамы в пользу несущего кузова, нужно радикально улучшать топливную экономичность, нужно гораздо более рационально распоряжаться внутренним пространством и так далее.

Также были приняты принципиальные решения по независимой передней подвеске и расположению двигателя над передней осью. Что позволяло не только значительно увеличить пространство салона, но и опустить уровень пола.

Так что тот проект, что принёс главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт на то самое совещание в Наркомате среднего машиностроения 3 февраля 1943 года, был проработан достаточно подробно и скрупулёзно. Но с одним существенным отличием от образца, который потом станет серийным. Это отличие — двигатель. Первоначально на новый легковой автомобиль планировалось ставить рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор, который впоследствии займёт место под капотами грузовика ГАЗ-51 и представительского «ЗиМа».

Комментарии
Комментарии