Как алкоголь стал божественным напитком и лишился святости

Алкоголь и человеческая культура неразделимы. В одни эпохи его возносили к вершинам святости, в другие подвергали жесточайшей обструкции. Неизменным оставалось только одно – к алкоголю никогда не относились равнодушно.
Как алкоголь стал божественным напитком и лишился святости

Мост через вечность

Когда появились первые алкогольные напитки, точно сказать невозможно. Современная археология позволяет утверждать, что это произошло примерно десять тысяч лет тому назад. Но по мере того, как наука будет совершенствовать собственные методы анализа, граница эта, несомненно, отодвинется вглубь веков.

Историки и этнографы давно отметили, что на Земле не существовало, пожалуй, ни одного древнего общества, которое не интересовалось бы алкоголем. На заре человеческой истории интерес этот был глубоко сакральным по своей природе. В алкоголе (наряду с другими наркотическими веществами), благодаря его способности оказывать серьезное воздействие на физическое и психоэмоциональное состояние человека, видели эффективный инструмент общения с богами. Пьяный человек в контексте ритуала обретал особую неприкосновенность, ибо приобщался к трансцендентному. Именно здесь кроются причины современного довольно лояльного отношения к сильно выпившим людям в разных культурах — от Японии до Скандинавии, от России до Австралии — при том, что само по себе бытовое пьянство вызывает резко негативную реакцию.

Опьянение позволяло легче входить в транс, необходимый для совершения магических ритуалов, которые, в свою очередь, позволяли влиять на окружающую реальность и формировать желаемое будущее, исходя из потребностей настоящего. Ярче всего это проявлялось в культах, так или иначе связанных с плодородием, воскрешающими и умирающими богами, матерью-землей и ее ритуальным оплодотворением кем-то из ведущих богов пантеона. Символическими, но подчас довольно обильными возлияниями сопровождались моления об урожае, дожде и пр. Причем употребление большого количества алкоголя в ритуальных целях носило массовый характер не только в первобытном обществе, но даже в период развитой государственности.

«Фригийцы думают, что бог зимою спит, а летом пробуждается, — сообщает древнегреческий писатель Плутарх. — Как усыпление, так и пробуждение бога они отмечают вакхическими празднествами».

Комментарии
Комментарии