Наша жизнь, что былой не была…

Августа Миклашевская пережила Есенина на полвека. Стихов, посвященных себе, со сцены никогда не читала, хотя ее об этом и просили: стеснялась. Она действительно была «такая простая, как все. Как сто тысяч других в России». А роман Миклашевской с Есениным был коротким, но ярким. Роман, так и не ставший отношениями. Но подаривший миру семь чудесных стихотворений.

Цикл «Любовь хулигана» — высочайшая нота любовной лирики Сергея Есенина. Кто же она, женщина, вдохновившая поэта на такие щемящие строки? Имя которой «звенит, словно августовская прохлада».

*Большая, статная. Мягко покачивались бедра на длинных ногах. Не полная, не тонкая. Античная, я бы сказал. Ну, Афродита, что ли. Голова, нос, рот, уши — точеные. Волосы цвета воробьиного крыла. Впоследствии Есенин в стихах позолотил их. Глаза, поражающие в своем широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Негромко говорила, негромко смеялась. Да нет, пожалуй, только пленительно улыбалась.

(Из воспоминаний Анатолия Мариенгофа.) *

Звонкая фамилия «Миклашевская» досталась юной актрисе Августе Спировой от мужа. Выскочила замуж еще в 1910 году в Ростове-на-Дону. Да и сбежала вскорости в Москву, потому что считала: должна блистать на столичной сцене! И она блистала. В Камерном театре, у Таирова. Но добропорядочного Ивана Сергеевича Миклашевского Гутя, как звали Августу друзья, не любила. А полюбила — балетмейстера Льва Александровича Лащилина. Анатолий Мариенгоф, друг Есенина, оставил свои воспоминания, где есть страницы, посвященные Августе.

Вот как он характеризует Лащилина: «У Миклашевской был муж или кто-то вроде мужа — «приходящий», как говорили тогда. Она любила его — этого лысеющего профессионального танцора. Различие между приходящей домработницей и приходящим мужем в том, что домработница является на службу ежедневно, а приходящий муж — раза два в неделю».

Комментарии
Комментарии