«Пещерные города» Крыма

*Термин «пещерные города» довольно условен. Памятники, о которых пойдет речь, пещерными являются только отчасти, и дело в том, что пещеры в них — это самое бросающееся в глаза. Бо́льшая часть этих памятников разрушена, стен, башен нет, поэтому первые путешественники и исследователи видели преимущественно пещеры, отсюда и возник феномен пещерных городов. *

Пещерные города стали известны путешественникам еще в XVII–XVIII веках, когда жизнь на этих городищах теплилась. После ухода отсюда крупных политических центров здесь либо продолжало жить местное население, либо стояли турецкие гарнизоны, либо, наоборот, появилось новое население, которого прежде не было. Характерный пример этого — караимы, население, которое до этого вообще в пещерных городах не проживало, но заняло опустевшие города, чтобы заниматься, например, кожевенным промыслом, который был довольно вонючим и не очень приветствовался в других местах.

Важно сказать, каким было население пещерных городов, кто там жил. Там жило особое горнокрымское население, образовавшееся из потомков различных племен, которые подходили преимущественно с севера, из степи. То есть было некое древнее население — тавры, потом приходят греки с юга, они эллинизируют это население, а потом туда начинают подтягиваться скифы, сарматы, аланы, готы.

Приход готов — это, пожалуй, один из ключевых моментов, потому что на готском языке, который в Европе к этому моменту уже давно вымер, в Крыму говорили до XVII века, и даже есть записи этого.

Здесь была епископия, она называлась готская, и население, мы знаем, в XVII веке было двуязычным — готско- и грекоязычным. Но в надписях уже с XIII века активно появляются тюркские имена, сюда явно примешивается тюркский язык. Это и будет в дальнейшем основой крымско-татарского этноса, который полностью выкристаллизуется уже при Екатерине, когда перед войной с Турцией греческое и христианское население будут переселять в Мариуполь.

Комментарии
Комментарии