На память узелок: почему мы забываем события

Как наш мозг выбирает, что запомнить, а что — забыть, как работает ассоциативная память, можно ли навсегда потерять какое-то воспоминание — рассказывает психолог.
На память узелок: почему мы забываем события

Мюллер и Пильцекер предположили существование некого реверберационного механизма, который предполагает, что, когда мы что-то начинаем запоминать, эта информация как бы крутится у нас в голове, таким образом повторяется и постепенно запоминается. Если этот процесс прервать новым обучением, то тогда первая память нарушится. Но это предположение было забыто почти на 40 лет в связи с тем, что победила другая теория, теория конкуренции ответов — она чисто ассоциативная. Дальше она стала развиваться в двухфакторную теорию, потом появилась теория реципрокного торможения Чарльза Осгуда. Этот путь интерференции в рамках ассоциативной психологии был продуктивным, но в какой-то момент стало понятно, что некие данные не склеиваются, они не соответствуют друг другу.

Первое противоречие заметил Бентон Андервуд, который показал, что чем больше на человеке проводится экспериментов, тем хуже его результаты к концу эксперимента.

Таким образом, он показал наличие проактивной интерференции. Это выглядит как утомление, то есть чем дальше, тем хуже память. Но дело не только в этом, а дело в том, что чем больше предшествующей информации мы запомнили, тем хуже мы запоминаем последующую. Этот эффект называется эффектом проактивной интерференции, то есть действующий как бы в будущее, вперед. Он был, соответственно, обнаружен позже. И в связи с этим, кстати, в психологии ввели требование наивности испытуемых. То есть человек к моменту, когда проводится эксперимент, должен ничего про этот эксперимент не знать и не делать ничего похожего перед этим экспериментом. Потому что если мы проводим двадцать одинаковых серий, то мы не можем рассматривать результаты двадцатой так же, как первой.В какой-то момент ассоциативная теория перестала работать применительно к результатам этих исследований, потому что оказалось, что элементы, которые ассоциативно должны были иметь слабую силу, все равно воспроизводятся, человек их вспоминает.

Комментарии
Комментарии