«Меч Христов. Карл I Анжуйский и становление Запада»

Историк Ярослав Шимов о «Сицилийской вечерне», значении Крестовых походов и мировоззрении средневековых людей.
«Меч Христов. Карл I Анжуйский и становление Запада»

Истории средневековой Европы в отечественной историографии посвящено множество работ. Однако в ней до сих пор можно найти малоисследованные области и фигуры. Одной из таких фигур до последнего времени оставался Карл Анжуйский. В 2015 году была опубликована книга, посвященная его жизни, кандидата исторических наук Ярослава Шимова.

— Почему вы решили написать эту книгу?

— Благодаря случайности: несколько лет назад поездка на Сицилию (в этот остров я влюбился) совпала с чтением известной книги Стивена Рансимена «Сицилийская вечерня». Надо заметить, в истории меня всегда больше интересовали проигравшие, чем победители. Возможно, потому, что проигравшие служат олицетворением несбывшегося, альтернативного пути, иной возможности развития, нежели та, которая была избрана историей. Историю же я понимаю как открытый процесс непрерывного и не всегда сознательного, конечно, выбора, осуществляемого как отдельными людьми, так и обществом в целом. Поэтому в сицилийской коллизии меня заинтересовала фигура того, кто потерпел поражение, — Карла Анжуйского. Поскольку жизнь у него была чрезвычайно сюжетной, захватывающе интересной, понемногу вызрело решение — написать подробнее об этом человеке.

— В чем основной тезис вашей работы?

— Я, признаться, изначально в таких категориях не размышлял — хотел просто написать биографию интересной исторической личности, показать ее на фоне эпохи. Но, конечно, в ходе работы вопрос о главной мысли неизбежно возник. Я бы рассматривал свою книгу как попытку внести посильный вклад в историографию making of Europe — процесса формирования, складывания из различных географических, культурных, институциональных кусочков того, что мы называем европейской цивилизацией. В этом плане XIII век, эпоха деятельности Карла Анжуйского, — очень важный период, а сам Карл — одна из ключевых фигур, не заслуживших пока, как мне кажется, достаточного внимания историков. Я пишу во введении к «Мечу Христову» о том, что Карлу Анжуйскому несколько не повезло: живя в одно время с двумя политическими исполинами тогдашней Западной Европы — императором Фридрихом II Гогенштауфеном и собственным братом Людовиком IX Святым, — Карл в значительной степени оказался заслонен ими, хотя в действительности был крупной и вполне самостоятельной фигурой.

Комментарии
Комментарии