Неошаманизм

Антрополог Валентина Харитонова об исследованиях Майкла Харнера, народном целительстве и городских шаманах.

«Неошаманизм» — это весьма условный термин, так же как термин «шаманизм», потому что он был предложен, во-первых, неспециалистами и, во-вторых, это был русскоязычный термин, русскоязычное слово, которым попытались охватить сразу огромное количество очень разных явлений. Поэтому в настоящее время, когда мы говорим о шаманизме или неошаманизме, нам приходится всегда корректировать себя, если речь идет о каких-то специальных исследованиях.

В каждой традиционной культуре, где был шаманизм, можно насчитать больше десяти специалистов, которые имеют отношение к магико-мистическим или магико-медицинским практикам, и при этом условно их всех могут называть шаманами. Споры о том, кто такой шаман, идут давно. А вот кто такой неошаман — это тоже большой вопрос, потому что, как вы понимаете, термин был создан просто путем присоединения префикса «нео-», новый шаман."

"Что такое новый шаман и откуда он появился? Во-первых, это явление было зафиксировано изначально не у нас, а на американском континенте, когда там пошло возрождение традиционных культур индейцев, было разрешено ими снова пользоваться. Люди, которые заинтересовались этими культурами и начали обращаться к ним напрямую не только как исследователи, но и как последователи, стали называться неошаманами. То есть термин фактически возник в рамках так называемого нью-эйджа, движения «Новый век», в которое можно, простите, затолкать очень многие явления.

До сих пор американские исследователи называют неошаманизмом все многочисленные явления, которые связаны с этим возрожденческим процессом, с процессом освоения традиционных магико-мистических практик современными людьми независимо от того, кто они, какой у них уровень образования и что они потом делают — главное, что они к этим практикам приобщаются.

Комментарии
Комментарии