Квартирные выставки 70-х

Неоэкспрессионизм и неоакадемизм, «митьки» и «новые художники» — все это вышло из квартирников 1970-х.
Квартирные выставки 70-х

Анна Матвеева — с обзором ленинградских «мест силы», где зарождалось актуальное искусство Ленинграда — Петербурга.

Квартирники, вопреки сложившемуся стереотипу, — явление вневременное и интернациональное, и не обязательно зависящее от каких-то репрессий или государственной идеологии. Во всех странах мира маргинальные и чаще всего молодые художники, не востребованные кураторами и галеристами, устраивают выставки «для своих» в любых доступных помещениях: мол, если галереи нас не берут, то мы будем сами себе галерея. Движет ими прежде всего невостребованность на рынке и, соответственно, недоступность для них нормативных выставочных площадок. В СССР на первый план выходил идеологический фактор: нонконформисты, не имевшие шансов быть принятыми на официальные выставки, также становились сами себе выставкомами, — но на деле конкретная причина не очень важна. Во все века, когда существовали художники, они устраивали у себя дома, в мастерских или в любом подвернувшемся пространстве показы для узкого круга друзей и ценителей; наличие рыночного или идеологического давления лишь слегка переформатировало эту практику, и для некоторых слоев художественного спектра, по тем или иным причинам обреченных на маргинальность, сделало ее основной.

Именно поэтому невозможно назвать дату или место «первой неофициальной выставки» — они существовали всегда. Зато хронология неофициального искусства имеет достаточно четкие рамки и периодизацию, и в любом времени и месте можно найти свое «сладкое подполье» с конкретными адресами и датами его подвигов.

В Ленинграде культура квартирных выставок развивалась одновременно с выставками полуофициальными: то ли по попустительству местных администраций, то ли благодаря более расслабленному, чем в столице, отношению к «чудачествам интеллигенции» художникам-нонконформистам периодически удавалось захватывать и официальные пространства. Это были, конечно, не музеи и не выставочный зал Союза художников, но периферийные дома и дворцы культуры. Выставки, проводившиеся там, стали маркерами эпохи: выставка 52 художников-нонконформистов в заштатных ДК им. Газа (22–25 декабря 1974 года) и 88 художников в ДК «Невский» (10–20 сентября 1975 года) не только собрали очереди на вход, но и дали имя целому явлению: до сих пор в искусствоведческой литературе этот круг именуется «газа-невской культурой», а в просторечии «газаневщиной». Важно, что эти два опыта экспозиции альтернативного искусства в пусть и периферийных, но все же легальных выставочных пространствах после продолжились и легитимизировали показ «не такого» искусства на официальных площадках — пусть не главных, пусть без особой шумихи, но — «то, что нельзя» становилось «чуть-чуть можно, только осторожно».

Комментарии
Комментарии